Машинное зрение. Что это и как им пользоваться? Обработка изображений оптического источника

Машинное зрение. Что это и как им пользоваться? Обработка изображений оптического источника

Машинное зрение - это научное направление в области искусственного интеллекта, в частности робототехники, и связанные с ним технологии получения изображений объектов реального мира, их обработки и использования полученных данных для решения разного рода прикладных задач без участия (полного или частичного) человека.

Исторические прорывы в машинном зрении

Компоненты системы машинного зрения

  • Одна или несколько цифровых или аналоговых камер (черно-белые или цветные) с подходящей оптикой для получения изображений
  • Программное обеспечение для изготовления изображений для обработки. Для аналоговых камер это оцифровщик изображений
  • Процессор (современный ПК c многоядерным процессором или встроенный процессор, например - ЦСП)
  • Программное обеспечение машинного зрения, которое предоставляет инструменты для разработки отдельных приложений программного обеспечения.
  • Оборудование ввода-вывода или каналы связи для доклада о полученных результатах
  • Умная камера: одно устройство, которое включает в себя все вышеперечисленные пункты.
  • Очень специализированные источники света (светодиоды, люминесцентные и галогенные лампы и т. д.)
  • Специфичные приложения программного обеспечения для обработки изображений и обнаружения соответствующих свойств.
  • Датчик для синхронизации частей обнаружения (часто оптический или магнитный датчик) для захвата и обработки изображений.
  • Приводы определенной формы используемые для сортировки или отбрасывания бракованных деталей.
Машинное зрение сосредотачивается на применении, в основном промышленном, например, автономные роботы и системы визуальной проверки и измерений. Это значит, что технологии датчиков изображения и теории управления связаны с обработкой видеоданных для управления роботом и обработка полученных данных в реальном времени осуществляется программно или аппаратно.

Обработка изображений и анализ изображений в основном сосредоточены на работе с 2D изображениями, т.е. как преобразовать одно изображение в другое. Например, попиксельные операции увеличения контрастности, операции по выделению краёв, устранению шумов или геометрические преобразования, такие как вращение изображения. Данные операции предполагают, что обработка/анализ изображения действуют независимо от содержания самих изображений.

Компьютерное зрение сосредотачивается на обработке трехмерных сцен, спроектированных на одно или несколько изображений. Например, восстановлением структуры или другой информации о 3D сцене по одному или нескольким изображениям. Компьютерное зрение часто зависит от более или менее сложных допущений относительно того, что представлено на изображениях.

Также существует область названная визуализация, которая первоначально была связана с процессом создания изображений, но иногда имела дело с обработкой и анализом. Например, рентгенография работает с анализом видеоданных медицинского применения.

Наконец, распознавание образов является областью, которая использует различные методы для получения информации из видеоданных, в основном, основанные на статистическом подходе. Значительная часть этой области посвящена практическому применению этих методов.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «машинное зрение» на сегодняшний день включает в себя: компьютерное зрение, распознавание зрительных образов, анализ и обработка изображений и т.д.

Задачи машинного зрения

  • Распознавание
  • Идентификация
  • Обнаружение
  • Распознавание текста
  • Восстановление 3D формы по 2D изображениям
  • Оценка движения
  • Восстановление сцены
  • Восстановление изображений
  • Выделение на изображениях структур определенного вида, сегментация изображений
  • Анализ оптического потока

Распознавание


Классическая задача в компьютерном зрении, обработке изображений и машинном зрении это определение содержат ли видеоданные некоторый характерный объект, особенность или активность.

Эта задача может быть достоверно и легко решена человеком, но до сих пор не решена удовлетворительно в компьютерном зрении в общем случае: случайные объекты в случайных ситуациях.

Один или несколько предварительно заданных или изученных объектов или классов объектов могут быть распознаны (обычно вместе с их двухмерным положением на изображении или трехмерным положением в сцене).

Идентификация


Распознается индивидуальный экземпляр объекта принадлежащего к какому-либо классу.
Примеры: идентификация определённого человеческого лица или отпечатка пальцев или автомобиля.

Обнаружение


Видеоданные проверяются на наличие определенного условия.

Обнаружение, основанное на относительно простых и быстрых вычислениях иногда используется для нахождения небольших участков в анализируемом изображении, которые затем анализируются с помощью приемов, более требовательных к ресурсам, для получения правильной интерпретации.

Распознавание текста


Поиск изображений по содержанию: нахождение всех изображений в большом наборе изображений, которые имеют определенное различными путями содержание.

Оценка положения: определение положения или ориентации определенного объекта относительно камеры.

Оптическое распознавание знаков: распознавание символов на изображениях печатного или рукописного текста (обычно для перевода в текстовый формат, наиболее удобный для редактирования или индексации. Например, ASCII).

Восстановление 3D формы по 2D изображениям осуществляется с помощью стереореконструкции карты глубины, реконструкции поля нормалей и карты глубины по закраске полутонового изображения, реконструкции карты глубины по текстуре и определения формы по перемещению

Пример восстановления 3D формы по 2D изображеню

Оценка движения

Несколько задач, связанных с оценкой движения, в которых последовательность изображений (видеоданные) обрабатываются для нахождения оценки скорости каждой точки изображения или 3D сцены. Примерами таких задач являются: определение трехмерного движения камеры, слежение, то есть следование за перемещениями объекта (например, машин или людей)

Восстановление сцены

Даны два или больше изображения сцены, или видеоданные. Восстановление сцены имеет задачей воссоздать трехмерную модель сцены. В простейшем случае, моделью может быть набор точек трехмерного пространства. Более сложные методы воспроизводят полную трехмерную модель.

Восстановление изображений


Задача восстановления изображений это удаление шума (шум датчика, размытость движущегося объекта и т.д.).

Наиболее простым подходом к решению этой задачи являются различные типы фильтров, таких как фильтры нижних или средних частот.

Более высокий уровень удаления шумов достигается в ходе первоначального анализа видеоданных на наличие различных структур, таких как линии или границы, а затем управления процессом фильтрации на основе этих данных.

Восстановление изображений

Анализ оптического потока (нахождения перемещения пикселей между двумя изображениями).
Несколько задач, связанных с оценкой движения, в которых последовательность изображений (видеоданные) обрабатываются для нахождения оценки скорости каждой точки изображения или 3D сцены.

Примерами таких задач являются: определение трехмерного движения камеры, слежение, т.е. следование за перемещениями объекта (например, машин или людей).

Методы обработки изображений

Счетчик пикселей

Подсчитывает количество светлых или темных пикселей.
С помощью счетчика пикселей пользователь может выделить на экране прямоугольную область в интересующем месте, например там, где он ожидает увидеть лица проходящих людей. Камера в ответ немедленно даст сведения о количестве пикселей, представленных сторонами прямоугольника.

Счетчик пикселей дает возможность быстро проверить, соответствует ли смонтированная камера нормативным требованиям или требованиям заказчика относительно пиксельного разрешения, например, для лиц людей, входящих в двери, которые контролируются камерой, или в целях распознавания номерных знаков.

Бинаризация


Преобразует изображение в серых тонах в бинарное (белые и черные пиксели).
Значения каждого пикселя условно кодируются, как «0» и «1». Значение «0» условно называют задним планом или фоном а «1» - передним планом.

Часто при хранении цифровых бинарных изображений применяется битовая карта, где используют один бит информации для представления одного пикселя.

Также, особенно на ранних этапах развития техники, двумя возможными цветами были чёрный и белый, что не является обязательным.

Сегментация

Используется для поиска и (или) подсчета деталей.

Цель сегментации заключается в упрощении и/или изменении представления изображения, чтобы его было проще и легче анализировать.

Сегментация изображений обычно используется для того, чтобы выделить объекты и границы (линии, кривые, и т. д.) на изображениях. Более точно, сегментация изображений - это процесс присвоения таких меток каждому пикселю изображения, что пиксели с одинаковыми метками имеют общие визуальные характеристики.

Результатом сегментации изображения является множество сегментов, которые вместе покрывают всё изображение, или множество контуров, выделенных из изображения. Все пиксели в сегменте похожи по некоторой характеристике или вычисленному свойству, например, по цвету, яркости или текстуре. Соседние сегменты значительно отличаются по этой характеристике.

Чтение штрих-кодов


Штрих-код - графическая информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, представляющая возможность считывания её техническими средствами - последовательность чёрных и белых полос либо других геометрических фигур.
В машинном зрении штрих-коды используют для декодирования 1D и 2D кодов, разработанных для считывания или сканирования машинами.

Оптическое распознавание символов

Оптическое распознавание символов: автоматизированное чтение текста, например, серийных номеров.

Распознавание используется для конвертации книг и документов в электронный вид, для автоматизации систем учёта в бизнесе или для публикации текста на веб-странице.

Оптическое распознавание текста позволяет редактировать текст, осуществлять поиск слов или фраз, хранить его в более компактной форме, демонстрировать или распечатывать материал, не теряя качества, анализировать информацию, а также применять к тексту электронный перевод, форматирование или преобразование в речь.

Моя программа, написанная на LabView по работе с изображениями

Использовано компьютерное зрение для неразрушающего контроля качества сверхпроводящих материалов.

Введение. Решение задач обеспечения комплексной безопасности (как антитеррористической и механической безопасности объектов, так и технологической безопасности инженерных систем), в настоящее время, требует системной организации контроля, текущего состояния объектов. Одними из наиболее перспективных способов контроля текущего состояния объектов являются оптические и оптико-электронные методы, основанные на технологиях обработки видеоизображений оптического источника. К ним относятся: программы по работе с изображениями; новейшие способы обработки изображений; оборудования для получения, анализа и обработки изображений, т.е. комплекс средств и методов относящихся к области компьютерного и машинного зрения. Компьютерное зрение - это общий набор методов, позволяющих компьютерам видеть и распознавать трех- или двухмерные объекты, как инженерного направления, так и нет. Для работы с компьютерным зрение требуются цифровые или аналоговые устройства ввода-вывода, а также вычислительные сети и IP анализаторы локаций, предназначенные для контроля производственного процесса и подготовки информации для принятия оперативных решений в кратчайшие сроки.

Постановка проблемы. На сегодняшний день, главной задачей для проектируемых комплексов машинного зрения остаётся обнаружение, распознавание, идентификация и квалификация объектов потенциального риска, находящихся в случайном месте в зоне оперативной ответственности комплекса. Существующие на данный момент программные продукты, направленные на решение перечисленных задач обладают рядом существенных недостатков, а именно: значительная сложность, связанная с высокой детализацией оптических образов; высокая потребляемая мощность и достаточно узкий спектр возможностей. Расширение задач обнаружения объектов потенциального риска, до области поиска случайных объектов в случайных ситуациях, находящихся в случайном месте, имеющимися программными продуктами не возможно, даже с задействованием суперкомпьютера.

Цель. Разработка универсальной программы обработки изображений оптического источника, с возможностью потокового анализа данных, то есть программа должна быть лёгкой и быстрой для того, чтобы её можно было записать на малогабаритное ЭВМ устройство.

Задачи:

  • разработка математической модели программы;
  • написание программы;
  • опробирование программы в условиях лабораторного эксперимента, с полной подготовкой и проведением эксперимента;
  • исследование возможности применения программы в смежных областях деятельности.

Актуальность программы определяется:
  • высокой стоимостью профессиональных программ обработки визуальной информации.

Анализ актуальности разработки программы.
  • отсутствием на рынке программного обеспечения программ обработки изображений с выводом подробного анализа инженерных составляющих объектов;
  • постоянно растущими требованиями к качеству и скорости получения визуальной информации, резко повышающими востребованность программ обработки изображений;
  • существующей потребность в программах высокой производительности, надежных и простых с точки зрения пользователя;
  • существует потребность программ высокой производительности и простого управления, чего добиться в наше время крайне сложно. Для примера я взял Adobe Photoshop. Данный графический редактор обладает гармоничным сочетанием функциональности и простоты использования для рядового пользователя, но в данной программе невозможно работать со сложными инструментами по обработке изображения (например, анализ изображения путём построения математической зависимости (функции) или же интегральной обработкой изображений);
  • высокой стоимостью профессиональных программ обработки визуальной информации. Если программное обеспечение качественно, то цена на него крайне высока, вплоть до отдельных функции того или иного набора программ. На графике ниже представлена зависимость цены/качества простых аналогов программы.

Для упрощения решения задач данного типа, мною была разработана математическая модель и написана программа для ЭВМ устройства по анализу изображения при помощи простейших преобразований исходных изображений.

Программа работает с преобразованиями типа бинаризации, яркости, контраста изображения и т.д. Принцип действия программы продемонстрирован на примере анализа сверхпроводящих материалов.

При создании композиционных сверхпроводников на основе Nb3Sn варьируется объемное соотношение бронзы и ниобия, размер и количество волокон в нем, равномерность их распределения по сечению бронзовой матрицы, наличие диффузионных барьеров и стабилизирующих материалов. При заданной объемной доле ниобия в проводнике увеличение количества волокон приводит, соответственно, к уменьшению их диаметра. Это ведет к заметному возрастанию поверхности взаимодействия Nb / Cu-Sn, что в значительной степени ускоряет процесс нарастания сверхпроводящей фазы. Такое увеличение количества сверхпроводящей фазы при повышении числа волокон в проводнике обеспечивает возрастание критических характеристик сверхпроводника. В связи с этим необходимо наличие инструмента для контроля объемной доли сверхпроводящей фазы в конечном продукте (композиционном сверхпроводнике).

При создании программы учитывалась важность проведения исследований материалов, из которых создаётся сверхпроводящие кабели, так как при неправильном соотношении ниобия к бронзе возможен взрыв проводов, а, следовательно, людские жертвы, денежные затраты и потеря времени. Данная программа позволяет определить качество проводов на основе химическо физического анализа объекта.

Блок-диаграмма программы


Описание этапов исследования.

1 этап. Пробоподготовка: резка композиционного сверхпроводника на электроэрозионном станке; запрессовка образца в пластмассовую матрицу; полировка образца до зеркального состояния; травление образца для выделения волокон ниобия на бронзовой матрице. Получены образцы запрессованных композиционных сверхпроводниковых образцов;

2 этап. Получение изображений: получение металлографических изображений на сканирующем электронном микроскопе.

3 этап. Обработка изображений: создание инструмента для определения объемной доли сверхпроводящей фазы на металлографическом изображении; набор статистически значимых данных на конкретном типе образцов. Созданы математические модели различных инструментов по обработке изображений; создана программная разработка для оценки объемной доли сверхпроводящий фазы; программа была облегчена путём соединения нескольких математических функций в одну; было получено среднее значение объемной доли волокон ниобия в бронзовой матрице 24.7±0,1 %. Низкий процент отклонения свидетельствует о высокой повторяемости структуры композиционного провода.

Электронномикроскопическое изображения композиционных сверхпроводников

Методы обработки изображений в программе.

  • Идентификация - распознается индивидуальный экземпляр объекта, принадлежащего к какому-либо классу.
  • Бинаризация – процесс перевода цветного (или в градациях серого) изображения в двухцветное черно-белое.
  • Сегментация - это процесс разделения цифрового изображения на несколько сегментов (множество пикселей, также называемых суперпикселями).
  • Эрозия – сложный процесс, при выполнении которого структурный элемент проходит по всем пикселам изображения. Если в некоторой позиции каждый единичный пиксел структурного элемента совпадет с единичным пикселом бинарного изображения, то выполняется логическое сложение центрального пиксела структурного элемента с соответствующим пикселом выходного изображения.
  • Дилатация - свертка изображения или выделенной области изображения с некоторым ядром. Ядро может иметь произвольную форму и размер. При этом в ядре выделяется единственная ведущая позиция, которая совмещается с текущим пикселем при вычислении свертки.

Формулы работы программы

Формула бинаризации (метод Оцу):

Формула эрозии:

Формула дилатации:

Схема дилатации и эрозии

Формулы сегментации порогами цвета:

Определение модуля градиента яркости для каждого пикселя изображения:

Вычисление порога:

Использованное оборудование

Интерфейс программы

Компьютерное зрение и распознавание изображений являются неотъемлемой частью (ИИ), который за прошедшие годы обрел огромную популярность. В январе этого года состоялась выставка CES 2017, где можно было посмотреть на последние достижения в этой сфере. Вот несколько интересных примеров использования компьютерного зрения, которые можно было увидеть на выставке.

8 примеров использования компьютерного зрения

Вероника Елкина

1. Беспилотные автомобили

Самые крупные стенды с компьютерным зрением принадлежат автомобильной промышленности. В конце концов, технологии беспилотных и полуавтономных автомобилей работают, во многом, благодаря компьютерному зрению.

Продукты компании NVIDIA, которая уже сделала большие шаги в области глубинного обучения, используются во многих беспилотных автомобилях. Например, суперкомпьютер NVIDIA Drive PX 2 уже служит базовой платформой для беспилотников , Volvo, Audi, BMW и Mercedes-Benz.

Технология искусственного восприятия DriveNet от NVIDIA представляет собой самообучаемое компьютерное зрение, работающее на основе нейронных сетей. С ее помощью лидары, радары, камеры и ультразвуковые датчики способны распознавать окружение, дорожную разметку, транспорт и многое другое.

3. Интерфейсы

Технологии отслеживания движения глаз с помощью компьютерного зрения используется не только в игровых ноутбуках, но и в обычных, и корпоративных компьютерах, для того чтобы ими могли управлять люди, которые не могут воспользоваться руками. Tobii Dynavox PCEye Mini представляет собой устройство размером с шариковую ручку, которое станет идеальным и незаметным аксессуаром для планшетов и ноутбуков. Также эта технология отслеживания движения глаз используется в новых игровых и обычных ноутбуках Asus и смартфонах Huawei.

Тем временем продолжает развиваться жестовое управление (технология компьютерного зрения, которое может распознавать особые движения руками). Теперь оно будет использоваться в будущих автомобилях BMW и Volkswagen.

Новый интерфейс HoloActive Touch позволяет пользователям управлять виртуальными 3D-экранами и нажимать кнопки в пространстве. Можно сказать, что он представляет собой простую версию самого настоящего голографического интерфейса Железного человека (он даже точно так же реагирует легкой вибрацией на нажатие элементов). Благодаря таким технологиям, как ManoMotion , можно будет легко добавить жестовое управление практически в любое устройство. Причем для получения контроля над виртуальным 3D-объектом с помощью жестов ManoMotion использует обычную 2D-камеру, так что вам не понадобится никакое дополнительное оборудование.

Устройство eyeSight’s Singlecue Gen 2 использует компьютерное зрение (распознавание жестов, анализ лица, определение действий) и позволяет управлять с помощью жестов телевизором, «умной» системой освещения и холодильниками.

Hayo

Краудфандинговый проект Hayo , пожалуй, является самым интересным новым интерфейсом. Эта технология позволяет создавать виртуальные средства управления по всему дому - просто подняв или опустив руку, вы можете увеличить или уменьшить громкость музыки, или же включить свет на кухне, взмахнув рукой над столешницей. Все это работает благодаря цилиндрическому устройству, использующему компьютерное зрение, а также встроенную камеру и датчики 3D, инфракрасного излучения и движения.

4. Бытовые приборы

Дорогие камеры , которые показывают, что находится внутри вашего холодильника, уже не кажутся такими революционными. Но что вы скажете о приложении, которое анализирует изображение со встроенной в холодильник камеры и сообщает, когда у вас заканчиваются определенные продукты?

Элегантное устройство FridgeCam от Smarter крепится к стенке холодильника и может определять, когда истекает срок годности, сообщать, что именно находится в холодильнике, и даже рекомендовать рецепты блюд из выбранных продуктов. Устройство продается по неожиданно доступной цене - всего за $100.

5. Цифровые вывески

Компьютерное зрение может изменить то, как выглядят баннеры и реклама в магазинах, музеях, стадионах и развлекательных парках.

На стенде Panasonic была представлена демоверсия технологии проецирования изображения на флаги. С помощью инфракрасных маркеров, невидимых для человеческого глаза, и стабилизации видео, эта технология может проецировать рекламу на висящие баннеры и даже на флаги, развевающиеся на ветру. Причем изображение будет выглядеть так, будто бы оно действительно на них напечатано.

6. Смартфоны и дополненная реальность

Многие говорили об игре как о первом массовом приложении с элементами (AR). Однако как и другие приложения, пытающиеся запрыгнуть на AR-поезд, эта игра больше использовала GPS и триангуляцию, чтобы у пользователей возникло ощущение, что объект находится прямо перед ними. Обычно в смартфонах практически не используются настоящие технологии компьютерного зрения.

Однако в ноябре Lenovo выпустила Phab2 - первый смартфон с поддержкой технологии Google Tango . Эта технология представляет собой комбинацию датчиков и ПО с компьютерным зрением, которая может распознавать изображения, видео и окружающий мир в реальном времени с помощью линзы фотокамеры.

На выставке CES Asus впервые представила ZenPhone AR - смартфон с поддержкой Tango и Daydream VR от Google. Смартфон не только может отслеживать движения, анализировать окружение и точно определять положение, но и использует процессор Qualcomm Snapdragon 821, который позволяет распределять загрузку данных компьютерного зрения. Все это помогает применять настоящие технологии дополненной реальности, которые на самом деле анализируют обстановку через камеру смартфона.

Позже в этом году выйдет Changhong H2 - первый смартфон со встроенным молекулярным сканером. Он собирает свет, который отражается от объекта и разбивается на спектр, и затем анализирует его химический состав. Благодаря программному обеспечению, использующему компьютерное зрение, полученная информация может использоваться для разных целей - от выписки лекарств и подсчета калорий до определения состояния кожи и расчета уровня упитанности.

15 сентября в Москве состоится конференция по большим данным Big Data Conference . В программе - бизнес-кейсы, технические решения и научные достижения лучших специалистов в этой области. Приглашаем всех, кто заинтересован в работе с большими данными и хочет их применять в реальном бизнесе. Следите за Big Data Conference в

Интерес к компьютерному зрению возник одним из первых в области искусственного интеллекта наряду с такими задачами, как автоматическое доказательство теорем и интеллектуальные игры. Даже архитектура первой искусственной нейронной сети - перцептрона - была предложена Фрэнком Розенблаттом, исходя из аналогии с сетчаткой глаза, а ее исследование проводилось на примере задачи распознавания изображений символов.

Значимость проблемы зрения никогда не вызывала сомнения, но одновременно ее сложность существенно недооценивалась. К примеру, легендарным по своей показательности стал случай, когда в 1966 г. один из основоположников области искусственного интеллекта, Марвин Минский, даже не сам собрался решить проблему искусственного зрения, а поручил это сделать одному студенту за ближайшее лето . При этом на создание программы, играющей на уровне гроссмейстера в шахматы, отводилось значительно большее время. Однако сейчас очевидно, что создать программу, обыгрывающую человека в шахматы, проще, чем создать адаптивную систему управления с подсистемой компьютерного зрения, которая бы смогла просто переставлять шахматные фигуры на произвольной реальной доске.

Прогресс в области компьютерного зрения определяется двумя факторами: развитие теории, методов, и развитие аппаратного обеспечения. Долгое время теория и академические исследования опережали возможности практического использования систем компьютерного зрения. Условно можно выделить ряд этапов развития теории.

  • К 1970-м годам сформировался основной понятийный аппарат в области обработки изображений, являющийся основой для исследования проблем зрения. Также были выделены основные задачи, специфические для машинного зрения, связанные с оценкой физических параметров сцены (дальности, скоростей движения, отражательной способности поверхностей и т. д.) по изображениям, хотя ряд этих задач все еще рассматривался в весьма упрощенной постановке для «мира игрушечных кубиков».
  • К 80-м сформировалась теория уровней представления изображений в методах их анализа. Своего рода отметкой окончания этого этапа служит книга Дэвида Марра «Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов».
  • К 90-м оказывается сформированным систематическое представление о подходах к решению основных, уже ставших классическими, задач машинного зрения.
  • С середины 90-х происходит переход к созданию и исследованию крупномасштабных систем компьютерного зрения, предназначенных для работы в различных естественных условиях.
  • Текущий этап наиболее интересен развитием методов автоматического построения представлений изображений в системах распознавания изображений и компьютерного зрения на основе принципов машинного обучения.

В то же время прикладные применения ограничивались вычислительными ресурсами. Ведь чтобы выполнить даже простейшую обработку изображения, нужно хотя бы один раз просмотреть все его пиксели (и обычно не один раз). Для этого нужно выполнять как минимум сотни тысяч операций в секунду, что долгое время было невозможно и требовало упрощений.

К примеру, для автоматического распознавания деталей в промышленности могла использоваться черная лента конвейера, устраняющая необходимость отделения объекта от фона, или сканирование движущегося объекта линейкой фотодиодов со специальной подсветкой, что уже на уровне формирования сигнала обеспечивало выделение инвариантных признаков для распознавания без применения каких-либо сложных методов анализа информации. В оптико-электронных системах сопровождения и распознавания целей использовались физические трафареты, позволяющие «аппаратно» выполнять согласованную фильтрацию. Некоторые из этих решений являлись гениальными с инженерной точки зрения, но были применимы только в задачах с низкой априорной неопределенностью, и поэтому обладали, в частности, плохой переносимостью на новые задачи.

Не удивительно, что на 1970-е годы пришелся пик интереса и к оптическим вычислениям в обработке изображений. Они позволяли реализовать небольшой набор методов (преимущественно корреляционных) с ограниченными свойствами инвариантности, но весьма эффективным образом.

Постепенно, благодаря росту производительности процессоров (а также развитию цифровых видеокамер), ситуация изменилась. Преодоление определенного порога производительности, необходимого для осуществления полезной обработки изображений за разумное время, открыло путь для целой лавины приложений компьютерного зрения. Следует, однако, сразу подчеркнуть, что этот переход не был мгновенным и продолжается до сих пор.

В первую очередь, общеприменимые алгоритмы обработки изображений стали доступны для спецпроцессоров - цифровых сигнальных процессоров (ЦСП) и программируемых логических интегральных схем (ПЛИС), нередко совместно использовавшихся и находящих широкое применение до сих пор в бортовых и промышленных системах.

Однако действительно массовое применение методы компьютерного зрения получили лишь менее десяти лет назад, с достижением соответствующего уровня производительности процессоров у персональных и мобильных компьютеров. Таким образом, в плане практического применения системы компьютерного зрения прошли ряд этапов: этап индивидуального решения (как в части аппаратного обеспечения, так и алгоритмов) конкретных задач; этап применения в профессиональных областях (в особенности в промышленности и оборонной сфере) с использованием спецпроцессоров, специализированные системы формирования изображений и алгоритмы, предназначенные для работы в условиях низкой априорной не­определенности, однако эти решения допускали масштабирование; и этап массового применения.

Как видно, система машинного зрения включает следующие основные компоненты:

Наиболее массового применения достигают системы машинного зрения, использующие стандартные камеры и компьютеры в качестве первых двух компонент (именно к таким системам больше подходит термин «компьютерное зрение», хотя четкого разделения понятий машинного и компьютерного зрения нет). Однако, естественно, прочие системы машинного зрения обладают не меньшей значимостью. Именно выбор «нестандартных» способов формирования изображений (включая использование иных, помимо видимого, спектральных диапазонов, когерентного излучения, структурированной подсветки, гиперспектральных приборов, времяпролетных, всенаправленных и быстродействующих камер, телескопов и микроскопов и т. д.) существенно расширяет возможности систем машинного зрения. В то время как по возможностям алгоритмического обеспечения системы машинного зрения существенно уступают зрению человека, по возможностям получения информации о наблюдаемых объектах они существенно превосходят его. Однако вопросы формирования изображений составляют самостоятельную область, а методы работы с изображениями, полученными с использованием разных сенсоров, столь разнообразны, что их обзор выходит за рамки данной статьи. В этой связи мы ограничимся обзором систем компьютерного зрения, использующих обычные камеры.

Применение в робототехнике

Робототехника является традиционной областью применения машинного зрения. Однако основная доля парка роботов долгое время приходилась на промышленность, где очувствление роботов не было лишним, но благодаря хорошо контролируемым условиям (низкой недетерминированности среды) возможными оказывались узкоспециализированные решения, в том числе и для задач машинного зрения. Кроме того, промышленные приложения допускали использование дорогостоящего оборудования, включающего оптические и вычислительные системы.

В этой связи показательно (хотя и не связано только с системами компьютерного зрения) то, что доля парка роботов, приходящаяся на промышленных роботов, стала менее 50% лишь в начале 2000-х годов . Стала развиваться робототехника, предназначенная для массового потребителя. Для бытовых роботов, в отличие от промышленных, критичной является стоимость, а также время автономной работы, что подразумевает использование мобильных и встраиваемых процессорных систем. При этом такие роботы должны функционировать в недетерминированных средах. К примеру, в промышленности долгое время (да и по сей день) использовались фотограмметрические метки, наклеиваемые на объекты наблюдения или калибровочные доски, - для решения задач определения внутренних параметров и внешней ориентации камер. Естественно, необходимость наклеивать пользователю такие метки на предметы интерьера существенно ухудшила бы потребительские качества бытовых роботов. Не удивительно, что рынок бытовых роботов ждал для начала своего бурного развития достижения определенного уровня технологий, что произошло в конце 90-х.

Точкой отсчета этого события может служить выпуск первой версии робота AIBO (Sony), который, несмотря на сравнительно высокую цену ($2500), пользовался большим спросом. Первая партия этих роботов в количестве 5000 экземпляров была раскуплена в Интернете за 20 мин., вторая партия (также в 1999 г.) - за 17 с, и далее темп продаж составлял порядка 20 000 экземпляров в год.

Также в конце 90-х появились в массовом производстве устройства, которые можно было бы назвать бытовыми роботами в полном смысле этого слова. Наиболее типичными автономными бытовыми роботами являются роботы-пылесосы. Первой моделью, выпущенной в 2002 г. фирмой iRobot, стала Roomba. Затем появились роботы-пылесосы, выпущенные фирмами LG Electronics, Samsung и др. К 2008 г. суммарные объемы продаж роботов-пылесосов в мире составили более полумиллиона экземпляров в год.

Показательно то, что первые роботы-пылесосы, оснащенные системами компьютерного зрения, появились лишь в 2006 г. К этому моменту использование мобильных процессоров типа семейства ARM с частотой 200 МГц позволяло добиться сопоставления изображений трехмерных сцен внутри помещений на основе инвариантных дескрипторов ключевых точек в целях сенсорной локализации робота с частотой порядка 5 кадров/с. Использование зрения для определения роботом своего местоположения стало экономически оправданным, хотя еще недавно для этих целей производители предпочитали использовать сонары.

Дальнейшее повышение производительности мобильных процессоров позволяет ставить новые задачи для систем компьютерного зрения в бытовых роботах, число продаж которых по всему миру исчисляется уже миллионами экземпляров в год . Помимо задач навигации, от роботов, предназначенных для персонального использования, может потребоваться решение задач распознавания людей и их эмоций по лицам, распознавание жестов, предметов обстановки, включая столовые приборы и посуду, одежду, домашних животных и т. д., в зависимости от типа задачи, решаемой роботом. Многие из этих задач далеки от полного решения и являются перспективными с инновационной точки зрения.

Таким образом, современная робототехника требует решения широкого круга задач компьютерного зрения, включающего, в частности:

  • набор задач, связанных с ориентацией во внешнем пространстве (например, задачу одновременной локализации и картографирования - Simultaneous Localization and Mapping, SLAM), определением расстояний до объектов и т. д;
  • задачи по распознаванию различных объектов и интерпретации сцен в целом;
  • задачи по обнаружению людей, распознаванию их лиц и анализу эмоций.

Системы помощи водителю

Помимо бытовых роботов, методы компьютерного зрения нашли широкое применение в системах помощи водителю. Работы по детектированию разметки, препятствий на дороге, распознаванию знаков и т. д. активно велись и в 90-х годах. Однако достаточного уровня (как по точности и надежности самих методов, так и по производительности процессоров, способных в масштабе реального времени выполнять соответствующие методы) они достигли преимущественно в последнем десятилетии.

Одним из показательных примеров являются методы стереозрения, используемые для обнаружения препятствий на дороге. Эти методы могут быть весьма критичны к надежности, точности и производительности. В частности, в целях обнаружения пешеходов может требоваться построение плотной карты дальности в масштабе, близком к реальному времени. Эти методы могут требовать сотен операций на пиксель и точности, достигаемой при размерах изображений не менее мегапиксела, то есть при сотнях миллионов операций на кадр (нескольких миллиардов и более операций в секунду).

Стоит отметить, что общий прогресс в области компьютерного зрения отнюдь не связан только с развитием аппаратного обеспечения. Последнее лишь открывает возможности для применения вычислительно затратных методов обработки изображений, но сами эти методы также нуждаются в разработке. За последние 10–15 лет были доведены до эффективного практического использования методы сопоставления изображений трехмерных сцен , методы восстановления плотных карт дальности на основе стереозрения , методы обнаружения и распознавания лиц и т. д. Общие принципы решения соответствующих задач данными методами не изменились, но они обогатились рядом нетривиальных технических деталей и математических приемов, сделавших эти методы успешными.

Возвращаясь к системам помощи водителю, нельзя не упомянуть про современные методы детектирования пешеходов, в частности, на основе гистограмм ориентированных градиентов . Современные методы машинного обучения, о которых еще будет сказано позднее, впервые позволили компьютеру лучше человека решать такую достаточно общую зрительную задачу, как распознавание дорожных знаков , но не благодаря использованию специальных средств формирования изображений, а благодаря алгоритмам распознавания, получавшим на вход в точности ту же информацию, что и человек.

Одним из существенных технических достижений стал беспилотный автомобиль Google, который, однако, использует богатый набор сенсоров помимо видеокамеры, а также не работает на незнакомых (заранее не отснятых) дорогах и при плохих погодных условиях.

Таким образом, для систем помощи водителю требуется решение разных задач компьютерного зрения, включая:

  • стереозрение;
  • обнаружение препятствий на дорогах;
  • распознавание дорожных знаков, разметки, пешеходов и автомобилей;
  • задачи, также требующие упоминания, связанные с контролем состояния водителя.

Мобильные приложения

Еще более массовыми по сравнению с бытовой робототехникой и системами помощи водителю являются задачи компьютерного зрения для персональных мобильных устройств, таких как смартфоны, планшеты и т. д. В частности, число мобильных телефонов неуклонно растет и уже практически превысило по численности население Земли. При этом основная доля телефонов выпускается сейчас с камерами. В 2009 г. количество таких телефонов превысило миллиард, что создает колоссальный по размерам рынок для систем обработки изображений и компьютерного зрения, который далек от насыщения, несмотря на многочисленные R&D-проекты, проводящиеся как самими фирмами - изготовителями мобильных устройств, так и большим числом стартапов.

Часть задач по обработке изображений для мобильных устройств с камерами совпадает с задачами для цифровых фотоаппаратов. Основное отличие заключается в качестве объективов и в условиях съемки. Для примера можно привести задачу синтеза изображений с расширенным динамическим диапазоном (HDRI) по нескольким снимкам, полученным с разной экспозицией. В случае мобильных устройств на изображениях присутствует больший шум, кадры формируются с большим интервалом времени, и смещение камеры в пространстве также больше, что усложняет задачу получения качественных HDRI-изображений, которую при этом приходится решать на процессоре мобильного телефона. В этой связи решение, казалось бы, идентичных задач для разных устройств может различаться, что делает эти решения до сих пор востребованными на рынке.

Больший интерес, однако, представляют новые приложения, которые ранее отсутствовали на рынке. Широкий класс таких приложений для персональных мобильных устройств связан с задачами дополненной реальности, которые могут быть весьма разнообразными. Сюда относятся игровые приложения (требующие согласованного отображения виртуальных объектов поверх изображения реальной сцены при перемещении камеры), а также различные развлекательные приложения в целом, туристические приложения (распознавание достопримечательностей с выводом информации о них), а также многие другие приложения, связанные с информационным поиском и распознаванием объектов: распознавание надписей на иностранных языках с отображением их перевода, распознавание визитных карточек с автоматическим занесением информации в телефонную книгу, а также распознавание лиц с извлечением информации из телефонной книги, распознавание постеров фильмов (с заменой изображения постера на трейлер фильма) и т. д.

Системы дополненной реальности могут создаваться в виде специализированных устройств типа Google Glass, что еще больше увеличивает инновационный потенциал методов компьютерного зрения.

Таким образом, класс задач компьютерного зрения, решения которых могут быть применены в мобильных приложениях, крайне широк. Большой набор приложений есть у методов сопоставления (отождествления сопряженных точек) изображений, в том числе с оценкой трехмерной структуры сцены и определением изменения ориентации камеры и методов распознавания объектов, а также анализа лиц людей. Однако может быть предложено неограниченно большое число мобильных приложений, для которых будет требоваться разработка специализированных методов компьютерного зрения. Приведем лишь два таких примера: запись на мобильный телефон с автоматической дешифрацией партии в некоторой настольной игре и реконструкция траектории движения клюшки для гольфа при нанесении удара.

Информационный поиск и обучение

Многие задачи дополненной реальности тесно связаны с информационным поиском (так что некоторые системы, такие как Google Goggles, сложно отнести к какой-то конкретной области), который представляет существенный самостоятельный интерес.

Задачи поиска изображений по содержанию также разнообразны. Они включают сопоставление изображений при поиске изображений уникальных объектов, например архитектурных сооружений, скульптур, картин и т. д., обнаружение и распознавание на изображениях объектов классов разной степени общности (автомобилей, животных, мебели, лиц людей и т. д., а также их подклассов), категоризация сцен (город, лес, горы, побережье и т. д.). Эти задачи могут встречаться в различных приложениях - для сортировки изображений в домашних цифровых фотоальбомах, для поиска товаров по их изображениям в интернет-магазинах, для извлечения изображений в геоинформационных системах, для систем биометрической идентификации, для специализированного поиска изображений в социальных сетях (например, поиска лиц людей, привлекательных для пользователя) и т. д., вплоть до поиска изображений в Интернете.

Как уже достигнутый прогресс, так и перспективы его продолжения видны на примере конкурса Large Scale Visual Recognition Challenge , в котором количество распознаваемых классов увеличилось с 20 в 2010 г. до 200 в 2013-м.

Распознавание объектов стольких классов сейчас немыслимо без привлечения методов машинного обучения в область компьютерного зрения. Одно из крайне популярных направлений здесь - сети глубокого обучения, предназначенные для автоматического построения многоуровневых систем признаков, по которым происходит дальнейшее распознавание. Востребованность этого направления видна по фактам приобретения различных стартапов такими корпорациями, как Google и Facebook. Так, корпорацией Google в 2013 г. была куплена фирма DNNresearch, а в начале 2014 г. - стартап DeepMind. Причем за покупку последнего стартапа конкурировал и Facebook (который до этого нанял такого специалиста, как Ян Ле Кун, для руководства лабораторией, ведущей разработки в области глубокого обучения), а стоимость покупки составила $400 млн. Стоит отметить, что и упоминавшийся метод , выигравший в конкурсе по распознаванию дорожных знаков, также основан на сетях глубокого обучения.

Методы глубокого обучения требуют огромных вычислительных ресурсов, и даже для обучения распознаванию ограниченного класса объектов могут требоваться несколько дней работы на вычислительном кластере. При этом в будущем могут быть разработаны еще более мощные, но требующие еще больших вычислительных ресурсов методы.

Заключение

Мы рассмотрели лишь наиболее распространенные приложения компьютерного зрения для массового пользователя. Однако существует и множество других, менее типичных приложений. К примеру, методы компьютерного зрения могут быть использованы в микроскопии, оптической когерентной томографии, цифровой голографии. Многочисленны приложения методов обработки и анализа изображений в различных профессиональных областях - биомедицине, космической отрасли, криминалистике и т. д.

Восстановление 3D-профиля листа металла, наблюдаемого с помощью микроскопа, методом «глубина из фокусировки»

В настоящее время количество актуальных приложений компьютерного зрения продолжает расти. В частности, для решения становятся доступными задачи, связанные с анализом видеоданных. Активное развитие трехмерного телевидения расширяет заказ на системы компьютерного зрения, для создания которых не разработаны еще эффективные алгоритмы и требуются более существенные вычислительные мощности. Такой востребованной задачей является, в частности, задача конвертации видео 2D в 3D.

Неудивительно, что на переднем фронте систем компьютерного зрения продолжают активно использоваться специальные вычислительные средства. В частности, сейчас популярны графические процессоры общего назначения (GPGPU) и облачные вычисления. Однако соответствующие решения постепенно перетекают в сегмент персональных компьютеров с существенным расширением возможных приложений.

Способность видеть, то есть воспринимать информацию об окружающем мире с помощью органов зрения, - одно из важных свойств человека. Посмотрев на картинку, мы, почти не задумываясь, можем сказать, что на ней изображено. Мы различаем отдельные предметы: дом, дерево или гору. Мы понимаем, какой из предметов находится ближе к нам, а какой - дальше. Мы осознаём, что крыша домика - красная, а листья на дереве - зелёные. Наконец, мы можем с уверенностью заявить, что наша картинка - это пейзаж, а не портрет или натюрморт. Все эти выводы мы делаем за считанные секунды.

Компьютеры справляются со многими задачами гораздо лучше, чем человек. Например, они гораздо быстрей считают. Однако такое, казалось бы, несложное задание, как найти на картинке дом или гору, может поставить машину в тупик. Почему так происходит?

Человек учится распознавать - то есть находить и отличать от других - объекты всю жизнь. Он видел дома, деревья и горы бессчётное количество раз: как в действительности, так и на картинах, фотографиях и в кино. Он помнит, как выглядят те или иные предметы в разных ракурсах и при разном освещении.

Машины создавались для того, чтобы работать с числами. Необходимость наделить их зрением возникла относительно недавно. Распознавание номерных знаков автомобилей, чтение штрихкодов на товарах в супермаркете, анализ записей с камер наблюдения, поиск лиц на фото, создание роботов, умеющих находить (и обходить) препятствия, - всё это задачи, которые требуют от компьютера способности «видеть» и интерпретировать увиденное. Набор методов, позволяющих обучить машину извлекать информацию из изображения - будь то картинка или видеозапись, - называется компьютерным зрением.

Как учится компьютер

Чтобы компьютер находил на изображениях, скажем, домики, нужно его этому научить. Для этого необходимо составить обучающую выборку. В нашем случае это будет коллекция картинок. Она, во-первых, должна быть достаточно большой (невозможно научить чему-то на двух-трёх примерах), во-вторых - репрезентативной (необходимо, чтобы она отражала природу данных, с которыми мы работаем), а в-третьих, должна содержать как положительные («на этой картинке есть домик»), так и отрицательные («на этой картинке нет домика») примеры.


После того как мы составили выборку, в дело вступает машинное обучение. В ходе обучения компьютер анализирует изображения из выборки, определяет, какие признаки и комбинации признаков указывают на то, что на картинке - домик, и просчитывает их значимость. Если обучение прошло успешно (чтобы удостовериться в этом, проводятся проверки), то машина может применять полученные знания «на практике» - то есть находить домики на любых картинках.

Анализ изображения

Человеку ничего не стоит выделить на картинке важное и неважное. Компьютеру это сделать гораздо сложнее. В отличие от человека, он оперирует не образами, а числами. Для компьютера изображение - это набор пикселей, у каждого из которых есть своё значение яркости или цвета. Чтобы машина смогла получить представление о содержимом картинки, изображение обрабатывают с помощью специальных алгоритмов.

Сначала на картинке выявляют потенциально значимые места - то есть предполагаемые объекты или их границы. Это можно сделать несколькими способами. Рассмотрим, к примеру, алгоритм Difference of Gaussians (DoG, разность гауссиан). Он подразумевает, что исходную картинку несколько раз подвергают размытию по Гауссу, каждый раз используя разный радиус размытия. Затем результаты сравнивают друг с другом. Этот способ позволяет выявить на изображении наиболее контрастные фрагменты - к примеру, яркие пятна или изломы линий.

После того как значимые места найдены, их описывают в числах. Запись фрагмента картинки в числовом виде называется дескриптором. С помощью дескрипторов можно быстро, полно и точно сравнить фрагменты изображения, не используя сами фрагменты. Существуют разные алгоритмы получения дескрипторов - например, SIFT , SURF , HOG и многие другие.

Поскольку дескриптор - это числовое описание данных, то сравнение изображений - одна из важнейших задач в компьютерном зрении - сводится к сравнению чисел. Дескрипторы выражены довольно большими числами, поэтому их сравнение может требовать заметных вычислительных ресурсов. Чтобы ускорить вычисления, дескрипторы распределяют по группам, или кластерам. В один и тот же кластер попадают похожие дескрипторы с разных изображений. Операция распределения дескрипторов по кластерам называется кластеризацией.

После кластеризации данный дескриптор изображения сам по себе можно не рассматривать; важным становится лишь номер кластера с дескрипторами, наиболее похожими на данный. Переход от дескриптора к номеру кластера называется квантованием, а сам номер кластера - квантованным дескриптором. Квантование существенно сокращает объём данных, которые нужно обработать компьютеру.

Опираясь на квантованные дескрипторы, компьютер выполняет такие задачи, как распознавание объектов и сравнение изображений. В случае с распознаванием квантованные дескрипторы используются для обучения классификатора - алгоритма, который отделяет изображения «с домиком» от изображений «без домика». В случае со сравнением картинок компьютер сопоставляет наборы квантованных дескрипторов с разных изображений и делает вывод о том, насколько похожи эти изображения или их отдельные фрагменты. Такое сравнение лежит в основе поиска дубликатов и .

Это лишь один подход к анализу изображения, поясняющий, как компьютер «видит» предметы. Существуют и другие подходы. Так, для распознавания изображений всё чаще применяются нейронные сети . Они позволяют выводить важные для классификации признаки изображения непосредственно в процессе обучения. Свои методы работы с изображением используются и в узких, специфических областях - например, при чтении штрихкодов.

Где используется компьютерное зрение

В умении распознавать человек, однако, пока оставляет компьютер далеко позади. Машина преуспела лишь в определённых задачах - например, в распознавании номеров или машинописного текста. Успешно распознавать разнородные объекты и произвольные сцены (разумеется, в условиях реальной жизни, а не лаборатории) компьютеру всё ещё очень трудно. Поэтому когда мы вводим в поисковую строку в Яндекс.Картинках слова «карбюратор» или «танцующие дети», система анализирует не сами изображения, а преимущественно текст, который их сопровождает.

Тем не менее, в ряде случаев компьютерное зрение может выступать серьёзным подспорьем. Один из таких случаев - это работа с лицами. Рассмотрим две связанные друг с другом, но разные по смыслу задачи: детектирование и распознавание.


Часто бывает достаточно просто найти (то есть детектировать) лицо на фотографии, не определяя, кому оно принадлежит. Так работает фильтр « » в Яндекс.Картинках. Например, по запросу [формула-1] будут найдены главным образом фотографии гоночных болидов. Если же уточнить, что нас интересуют лица, Яндекс.Картинки покажут фотографии гонщиков.

В иных ситуациях нужно не только отыскать лицо, но и узнать по нему человека («Это - Вася»). Такая функция есть в Яндекс.Фотках. При распознавании система берёт за образец уже размеченные фотографии с человеком, поэтому область поиска сильно сужается. Имея десять фотографий, на которых уже отмечен Вася, узнать его на одиннадцатом снимке будет несложно. Если Вася не хочет, чтобы его знали в лицо, он может запретить отмечать себя на фото.

Одна из самых перспективных сфер применения компьютерного зрения - дополненная реальность. Так называют технологию, которая предусматривает наложение виртуальных элементов (например, текстовых подсказок) на картину реального мира. Примером могут быть, например, мобильные приложения, которые позволяют получить информацию о доме, направив на него камеру телефона или планшета. Дополненная реальность уже применяется в программах, сервисах и устройствах, но пока находится только в начале пути.

Как научить компьютер понимать, что изображено на картинке или фотографии? Нам это кажется просто, но для компьютера это всего лишь матрица, состоящая из нулей и единиц, из которой нужно извлечь важную информацию.

Что такое компьютерное зрение? Это способность компьютера «видеть»

Зрение — это важный источник информации для человека, с помощью него мы получаем, по разным данным, от 70 до 90% всей информации. И, естественно, если мы хотим создать умную машину, нам необходимо реализовать те же навыки и в компьютере.

Задача компьютерного зрения может быть сформулирована достаточно нечетко. Что такое «видеть»? Это понимать, что где расположено, просто глядя. В этом и заключены различия компьютерного зрения и зрения человека. Зрение для нас - это о мире, а также источник метрической информации - то есть способность понимать расстояния и размеры.

Семантическое ядро изображения

Глядя на изображение, мы можем охарактеризовать его по ряду признаков, так сказать, извлечь семантическую информацию.

Например, глядя на эту фотографию, мы можем сказать, что это вне помещения. Что это город, уличное движение. Что здесь есть автомобили. По конфигурации здания и по иероглифам мы можем догадаться, что это Юго-Восточная Азия. По портрету Мао Цзэдуна понимаем, что это Пекин, а если кто видел видеотрансляции или сам там побывал, сможет догадаться, что это знаменитая площадь Тяньаньмэнь.

Что мы можем ещё сказать о картинке, рассматривая её? Можем выделить объекты на изображении, сказать, вот там люди, здесь ближе - ограда. Вот зонтики, вот здание, вот плакаты. Это примеры классов очень важных объектов, поиском которых занимаются на данный момент.

Ещё мы можем извлечь некоторые признаки или атрибуты объектов. Например, здесь мы можем определить, что это не портрет какого-то рядового китайца, а именно Мао Цзэдуна.

По автомобилю можно определить, что это движущийся объект, и он жесткий, то есть во время движения не деформируется. Про флаги можно сказать, что это объекты, они также двигаются, но они не жесткие, постоянно деформируются. А также в сцене присутствует ветер, это можно определить по развивающемуся флагу, и даже можно определить направление ветра, например, он дует слева направо.

Значение расстояний и длин в компьютерном зрении

Очень важной является метрическая информация в науке про компьютерное зрение.Это всевозможные расстояния. Например, для марсохода это особенно важно, потому что команды с Земли идут порядка 20 минут и ответ столько же. Соответственно, связь туда-обратно - 40 минут. И если мы будем составлять план движения по командам Земли, то нужно это учитывать.

Удачно технологии компьютерного зрения интегрированы в видеоиграх. По видео можно построить трёхмерные модели объектов, людей, а по пользовательским фотографиям можно восстановить трёхмерные модели городов. А затем гулять по ним.

Компьютерное зрение- это достаточно широкая область. Она тесно переплетается с разными другими науками. Частично компьютерное зрениезахватывает область и иногда выделяет область машинного зрения, исторически так сложилось.

Анализ, распознавание образов - путь к созданию высшего разума

Разберем эти понятия отдельно.

Обработка изображений - это область алгоритмов, в которых на входе и на выходе - изображение, и мы уже с ним что-то делаем.

Анализ изображения - это область компьютерного зрения, которое фокусируется на работе с двухмерным изображением и делает из этого выводы.

Распознавание образов - это абстрактная математическая дисциплина, которая распознаёт данные в виде векторов. То есть на входе - вектор и нам что-то с ним нужно делать. Откуда этот вектор, нам не так уж принципиально знать.

Компьютерное зрение - это изначально было восстановление структуры из двухмерных изображений. Сейчас эта область стала более широкой и её можно трактовать вообще как принятие решений о физических объектах, основываясь на изображении. То есть искусственного интеллекта.

Параллельно с компьютерным зрением совершенно в другой области, в геодезии, развивалась фотограмметрия — это измерение расстояний между объектами по двухмерным изображениям.

Роботы могут «видеть»

И последнее - это машинное зрение. Под машинным зрением подразумевается зрение роботов. То есть решение некоторых производственных задач. Можно сказать, что компьютерное зрение - это одна большая наука. Она объединяет в себе некоторые другие науки частично. А когда компьютерное зрение получает какое-то конкретное приложение, то оно превращается в машинное зрение.

Область компьютерного зрения имеет массу практических применений. Оно связано с автоматизацией производства. На предприятиях эффективнее становится заменять ручной труд машинным. Машина не устаёт, не спит, у неё ненормированный рабочий график, она готова работать 365 дней в году. А значит, используя машинный труд, мы можем получить гарантированный результат в определённое время, и это достаточно интересно. Все задачи для систем компьютерного зрения имеют наглядное применение. И нет ничего лучше, чем увидеть результат сразу по картинке, только на стадии расчётов.

На пороге в мир искусственного интеллекта

Плюс области - это сложно! Существенная часть мозга отвечает за зрение и считается, что если научить компьютер «видеть», то есть в полной мере применить компьютерное зрение, то это одна из полных задач искусственного интеллекта. Если мы сможем решить проблему на уровне человека, скорее всего, одновременно мы решим задачу ИИ. Что очень хорошо! Или не очень хорошо, если смотреть «Терминатор 2».

Почему зрение — это сложно? Потому что изображение одних и тех же объектов может сильно разниться в зависимости от внешних факторов. В зависимости от точек наблюдения объекты выглядят по-разному.

К примеру, одна и та же фигура, снятая с разных ракурсов. И что самое интересное, у фигуры может быть один глаз, два глаза или полтора. А в зависимости от контекста (если это фото человека в футболке с нарисованными глазами), то глаз может быть и больше двух.

Компьютер ещё не понимает, но уже «видит»

Ещё один фактор, создающий сложности - это освещение. Одна и та же сцена с разным освещением будет выглядеть по-разному. Размер объектов может варьироваться. Причем объектов любых классов. Ну как можно сказать о человеке, что его рост 2 метра? Никак. Рост человека может составлять и 2.3 м, и 80 см. Как и объектов других типов, тем не менее это объекты одного и того же класса.

Особенно живые объекты претерпевают самые разнообразные деформации. Волосы людей, спортсмены, животные. Посмотрите снимки бегущих лошадей, определить, что происходит с их гривой и хвостом просто невозможно. А перекрытие объектов на изображении? Если подсунуть такую картинку компьютеру, то даже самая мощная машина затруднится выдать правильное решение.

Следующий вид — это маскировка. Некоторые объекты, животные маскируются под окружающую среду, причем достаточно умело. И пятна такие же и расцветка. Но тем не менее мы их видим, хотя не всегда издалека.

Ещё одна проблема - это движение. Объекты в движении претерпевают невообразимые деформации.

Многие объекты очень изменчивы. Вот, к примеру, на двух фото ниже объекты типа "кресло".

И на этом можно сидеть. Но научить машину, что такие разные вещи по форме, цвету, материалу все являются объектом "кресло" - очень сложно. В этом и состоит задача. Интегрировать методы компьютерного зрения - это научить машину понимать, анализировать, предполагать.

Интеграция компьютерного зрения в различные платформы

В массы компьютерное зрение начало проникать ещё в 2001 году, когда создали первые детекторы лиц. Сделали это два автора: Viola, Jones. Это был первый быстрый и достаточно надёжный алгоритм, который продемонстрировал мощь методов машинного обучения.

Сейчас у компьютерного зрения есть достаточно новое практическое применение - распознавание человека по лицу.

Но распознавать человека, как показывают в фильмах - в произвольных ракурсах, с разными условиями освещения - невозможно. Но решить задачу, один это или разные люди с разным освещением или в разной позе, похожие, как на фотографии в паспорте, можно с высокой степенью уверенности.

Требования к паспортным фотографиям во многом обусловлены особенностью алгоритмов распознавания по лицу.

К примеру, если у вас есть биометрический паспорт, то в некоторых современных аэропортах вы можете воспользоваться автоматической системой паспортного контроля.

компьютерного зрения - это способность распознавать произвольный текст

Возможно, кто-то пользовался системой распознавания текста. Одна из таких - это Fine Reader, очень популярная в Рунете система. Есть много форм, где нужно заполнять данные, они прекрасно сканируются, информация распознаётся системой очень хорошо. А вот с произвольным текстом на изображении дело обстоит гораздо хуже. Эта задача пока остаётся нерешенной.

Игры с участием компьютерного зрения, захват движения

Отдельная большая область — это создание трёхмерных моделей и захват движения (который довольно успешно реализован в компьютерных играх). Первая программа, компьютерное зрение использующая, — система взаимодействия с компьютером при помощи жестов. При ее создании было много чего открыто.

Сам алгоритм устроен довольно просто, но для его настройки потребовалось создать генератор искусственных изображений людей, чтобы получить миллион картинок. Суперкомпьютер с их помощью подобрал параметры алгоритма, по которым он теперь работает наилучшим образом.

Вот так миллион изображений и неделя счётного времени суперкомпьютера позволили создать алгоритм, который потребляет 12% мощности одного процессора и позволяет воспринимать позу человека в реальном времени. Это система Microsoft Kinect (2010 год).

Поиск изображений по содержанию позволяет загружать фотографию в систему, и по результатам она выдаст все снимки с таким же содержанием и сделанные с того же ракурса.

Примеры компьютерного зрения: трёхмерные и двухмерные карты сейчас делаются с его помощью. Карты для навигаторов автомобилей регулярно обновляются по данным с видеорегистраторов.

Существует база с миллиардами фотографий с геометками. Загружая снимок в эту базу, можно определить, где он был сделан и даже с какого ракурса. Естественно, при условии, что место достаточно популярное, что в своё время там побывали туристы и сделали ряд фотографий местности.

Роботы повсюду

Робототехника в нынешнее время повсюду, без неё никак. Сейчас существуют автомобили, в которых есть специальные камеры, распознающие пешеходов и дорожные знаки, чтобы передавать команды водителю (такая в некотором смысле компьютерная программа для зрения, помогающая автолюбителю). И есть полностью автоматизированные роботы-автомобили, но они не могут полагаться только на систему видеокамер без использования большого количества дополнительной информации.

Современный фотоаппарат — это аналог камеры-обскура

Поговорим про цифровое изображение. Современные цифровые камеры устроены по принципу камеры-обскуры. Только вместо отверстия, через которое проникает луч света и проецирует на задней стенке камеры контур предмета, у нас имеется специальная оптическая система под названием объектив. Задачей ее является собрать большой пучок света и преобразовать его таким образом, чтобы все лучи проходили через одну виртуальную точку с целью получить проекцию и сформировать изображение на плёнке или матрице.

Современные цифровые фотоаппараты (матрица) состоят из отдельных элементов - пикселей. Каждый пиксель позволяет измерять энергию света, который падает на этот пиксель суммарно, и на выходе выдавать одно число. Поэтому в цифровой камере мы получаем вместо изображения набор измерений яркости света, попавшего в отдельный пиксель — компьютерные Поэтому при увеличении изображения мы видим не плавные линии и четкие контуры, а сетку из окрашенных в различные тона квадратиков - пикселей.

Ниже вы видите первое цифровое изображение в мире.

Но что на этом изображении отсутствует? Цвет. А что такое цвет?

Психологическое восприятие цвета

Цвет - это то, что мы видим. Цвет объекта, одного и того же предмета для человека и кошки будет разным. Так как у нас (у людей) и у животных оптическая система - зрение, отличается. Поэтому цвет - это психологическое свойство нашего зрения, возникающее при наблюдении объектов и света. А не физическое свойство объекта и света. Цвет - это результат взаимодействия компонентов света, сцены и нашей зрительной системы.

Программирование компьютерного зрения на Python с помощью библиотек

Если вы решили всерьёз заняться изучением компьютерного зрения, стоит сразу приготовиться к ряду трудностей, наука эта не самая лёгкая и прячет в себе ряд подводных камней. Но "Программирование компьютерного зрения на Python" в авторстве Яна Эрика Солема - это книга, в которой все излагается максимально простым языком. Здесь вы познакомитесь с методами распознавания различных объектов в 3D, научитесь работать со стереоизображениями, виртуальной реальностью и многими другими приложениями компьютерного зрения. В книге достаточно примеров на языке Python. Но пояснения представлены, так сказать, обобщённо, дабы не перегрузить слишком научной и тяжелой информацией. Труд подойдёт студентам, просто любителям и энтузиастам. Скачать эту книгу и другие про компьютерное зрение (pdf-формата) можно в сети.

На данный момент существуют открытая библиотека алгоритмов компьютерного зрения, а также обработки изображений и численных алгоритмов OpenCV. Это реализовано на большинстве современных языков программирования, имеет открытый исходный код. Если говорить про компьютерное зрение, Python использующее в качестве языка программирования, то это также имеет поддержку данной библиотеки, кроме того, она постоянно развивается и имеет большое сообщество.

Компания "Майкрософт" предоставляет свои Api-сервисы, способные обучить нейросети для работы именно с изображениями лиц. Есть возможность применять также компьютерное зрение, Python использующее в качестве языка программирования.